EQ и лидерские качества

FacebookmailFacebookmail

EQ и лидерские качества

Отрывок из книги “Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и Ваши успехи” Дж.Стейна и Говарда И.Бука

До настоящего времени наиболее всесторонние и самые организованные исследования, изучающие эмоциональный интеллект и лидерство, были проведены д-ром Мариан Рудерман и ее коллегами в Center for Creative Leadership (Центр творческого лидерства) в Гринсборо, штат Северная Каролина. Center for Creative Leadership (CCL) – это всемирно известный учебный центр, занимающийся проблемами лидерства, с долгой историей исследований факторов, делающих лидеров столь выдающимися.

В этих исследованиях принимали участие 302 руководителя и старших менеджера. Некоторые из них были вполне успешны, другие же стремились к тому, чтобы стать таковыми. Все они были протестированы на эмоциональный интеллект с помощью EQ-i® и на производительность их труда (в данном случае на эффективность выполнения функций лидера) с помощью тестов Benchmark®, специального инструмента, разработанного для получения четкой картины эффективности выполнения функций лидера, основываясь на мнениях вышестоящих руководителей, людей, занимающих равнозначные должности, и подчиненных.

Одно из открытий д-ра Рудермана заключалось в том, что эмоциональный интеллект отвечает за эффективность выполнения лидерских функций приблизительно на 28%. Это открытие согласуется с рядом других исследований, описанных нами ранее.

Базируясь на этой работе, мы определили четыре «столпа», или уровня, компетентности, которые важны для успешного лидерства. Это 1) избегать крайностей и иметь под собой твердую почту, 2) обладать способностью к решительным действиям, 3) использовать такой стиль управления, который предполагает коллегиальное участие в выработке решений, 4) мыслить трезво и четко. Каждый из этих «столпов» в значительной степени зависел от тех или иных аспектов эмоционального интеллекта, измеренных по методике EQ-i.

Первый «столп» успешного выполнения функций лидера включает в себя необходимость избегать крайностей и твердо стоять на ногах. Высокопроизводительные профессионалы полностью себя контролируют. Окружающие видят, что у них всегда ровное настроение, они не выходят из себя в критических ситуациях. Вы можете предсказать, как эти лидеры будут реагировать на те или иные события. Ситуаций, когда вы приходите на работе, говорите «доброе утро», а вам учиняют разнос за то, что вы забыли сделать что-то днем раньше, не случается.

Помимо этого, успешные лидеры были лучше осведомлены о своих сильных и слабых сторонах. Наиболее же опасны те лидеры, которые предполагают, что знают их все до единой. В то время как важно знать ваши сильные стороны и грамотно их использовать, не менее важно знать и ваши слабости и не позволять им отрицательно влиять на тех, кто вас окружает. Мы обнаружили, что не все лидеры стремятся расходовать время на искоренение своих слабостей. Тем не менее существует прекрасное альтернативное решение – окружать себя людьми, которые сильны именно в том, чего вам не хватает.

Другой аспект этого «столпа» – это способность находить баланс между работой и личной жизнью. В то время как раньше чрезмерный акцент делался на трудоголизме как на образ жизни лидера, мы приходим к заключению, что у лидеров, демонстрирующих лучшую производительность, наблюдается именно этот баланс. Если вы можете продуктивно организовать свою собственную жизнь – держать под контролем стрессы, семейную жизнь, поддерживать физическую форму с помощью занятий спортом и рационального питания, у вас выше шансы на то, что и на рабочем месте все будет в порядке.

Успешные лидеры целеустремлены и отдают себе отчет в своих эмоциях. Подчиненные всегда знают, какую позицию занимает лидер по тому или иному вопросу, так как он не склонен к неопределенности и частой смене своего мнения. Кроме того, лидеры отдают себе отчет в своих чувствах и побудительных мотивах. Они постоянны в своем подходе к тем или иным вопросам, так как разбираются в своих эмоциях и убеждениях относительно этих вопросов.

И наконец, эти лидеры сохраняют сдержанность под давлением окружающей обстановки. Они не взрываются в гневе и не теряют самообладания даже в критических обстоятельствах. Самыми важными сторонами эмоционального интеллекта для данной категории являются социальная ответственность, толерантность стрессу, контроль импульсивности и оптимизм.

Второй «столп» успешного лидерства – предприимчивость, включающая способность быстро принимать решения. Успешные лидеры умеют быть решительными и инициативными. Эти лидеры принимают во внимание точку зрения других людей, но в конечном счете останавливаются на том решении, которое считают оптимальным с учетом всей имеющейся информации.

Их не так-то легко заставить отступиться от задуманного, коль скоро они определились с тем, каким образом взяться за дело. Они осознают, что одной из важнейших составляющих процесса принятия решения является необходимость доводить дело до конца. Помимо этого, они будут анализировать эффективность своего решения в течение всего процесса и учиться на своих ошибках.

Это качество было напрямую связано с такими тремя проявлениями эмоционального интеллекта, как ассертивность, независимость и оптимизм.

Третий «столп» представляет собой такой стиль руководства, при котором в управлении организацией принимают участие все ее сотрудники. Директивный стиль руководства наряду с постоянным контролем сегодня уже не актуален даже в армии, не говоря уже о деловых кругах. Людям не нравится, когда им указывают, что они должны делать, и уж конечно, они не любят, когда их мнением пренебрегают. Современные успешные лидеры сосредоточены на завоевании сердец и умов тех, кто их окружает. Не заразив подчиненных своими идеями, планами и тактическими решениями, невозможно пробудить в них желание эффективно работать. Люди хотят участвовать в разработке планов и их реализации. Помимо этого, им необходимо ощущать свою ценность. В конце концов, если они будут чувствовать, что в каком-либо начинании есть доля и их усилий, то с большей вероятностью будут стремиться к успешному его завершению.

Умение добиваться успеха в данном аспекте лидерства включает в себя способность быть хорошим слушателем и обладать коммуникативными навыками. В то время как многие лидера знают, в каком виде донести до других свои идеи и директивы, далеко не многие из них осознают важность умения прислушиваться к людям для того, чтобы заручиться их поддержкой. Дальновидные лидеры чутко реагируют на мельчайшие признаки несогласия со своими идеями и распоряжениями. Они умеют побудить других высказать свои возражения, чтобы проанализировать их вместе с ними, даже вносить корректировки в свои планы, если им указывают их недостатки. Лидер должен стремиться к цели, наилучшей с точки зрения всей организации, а не только для него лично.

С настоящими лидерами люди чувствуют себя свободно. Недальновидные лидеры отпугивают людей. Когда человек чувствует себя непринужденно, он с большей вероятностью выскажет свое мнение, внесет какие-либо идеи или предложения. Настоящие лидеры отдают людям должное, признавая их вклад и общее дело, и подвигают их чувствовать себя важной частью своей команды. И даже великие лидеры берут на себя ответственность за неудачные решения и ошибки.

Следом за тем, как будут выслушаны все мнения, идет важная задача выработки консенсуса. Успешные лидеры, после того как узнают позицию каждого, все «за» и «против», используют все свое мастерство, чтобы сделать всех единой командой вне зависимости от того, какое решение принято. Если члены команды чувствуют, что процесс прошел не без их участия, что они изложили свои доводы и были выслушаны с достаточным вниманием, то они скорее пойдут на согласие с мнением большинства.

Удивительной в связи с этим краеугольным камнем лидерства явилась природа его взаимосвязи с особыми факторами эмоционального интеллекта. Будучи взаимосвязанным с несколькими аспектами эмоционального интеллекта, самые сильные связи он обнаружил с эмпатией и социальной ответственностью. Лидеры, умеющие сопереживать, слышат то, что говорят и чувствуют другие. Лидеры с развитой социальной ответственностью, то есть те, кому небезразличны интересы общества и его менее удачливых членов, кто уважает правила этого общества, – такие лидеры придерживаются более демократичного стиля управления. У них лучше развиты коммуникативные навыки, они лучше справляются со своими импульсами и в целом более довольны жизнью.

Четвертый «столп» успешного лидерства связан с силой духа. Такие лидеры демонстрируют устойчивость в сложных обстоятельствах. Им удается сохранять спокойствие при столкновении с преградами, преодолевать сложные ситуации и достойно выдерживать давление неблагоприятных обстоятельств. Такие люди излучают уверенность в себе и ведут за собой других, помогая им преодолевать тяжёлые времена.

К аспектам эмоционального интеллекта, связанным с этим качеством, относятся самооценка, толерантность к стрессу и контроль импульсивности.